Чем чреваты реформы «Оскара»

12.08.2018 645 0.0 0
Чем чреваты реформы «Оскара»
На днях Американская академия кинематографических искусств и наук выстрелила себе в обе ноги, проанонсировав ряд нововведений, призванных как-то улучшить неумолимо падающие телевизионные рейтинги ее главного детища — премии «Оскар». Самая серьезная и наиболее противоречивая из планируемых реформ — обещанная уже в 2019 году 25-я категория, «Лучший популярный фильм». Да-да, академики всерьез полагают, что голливудским блокбастерам мало миллиардных сборов и распланированных на пару вечностей вперед сиквелов, приквелов и спин-оффов, поэтому теперь у них будет еще и своя — отдельная — оскаровская категория.

В каком-то смысле все к этому шло. Ни для кого не секрет, что самой рейтинговой церемонией последних 30 лет была та, где награждали «Титаник». Последних десяти — та, где проиграл «Аватар». Зрителям интересно чествование тех фильмов, которые они смотрели, а блокбастеры в поле зрения Киноакадемии если и попадают, то только по большим праздникам или в технических категориях, разбираться в нюансах которых («Звук» или «Монтаж звука»? «Визуальные эффекты» или «Операторская работа»?) обывателю традиционно лень.

В 2009 году, когда в ключевых категориях обоснованно ждали — и не дождались — «Темного рыцаря», академики запаниковали впервые — расширив шорт-лист соискателей «Оскара» лучшему фильму года и, в общем, угадав. Блокбастерам это особенно не помогло («Аватар», «Начало» и «Безумный Макс: Дорога ярости» на самую престижную статуэтку наверняка претендовали бы и по прежним правилам), а вот маленьким, но гордым (и очень хорошим) фильмам вроде «Серьезного человека», «Зимней кости» или «Зверей дикого Юга» — вполне себе.

Еще одна нахлынувшая на «Оскары» волна праведного возмущения — известная благодаря хэштегу #OscarsSoWhite — вызвала новую (и снова удачную!) контрмеру: планомерное обновление слишком старого, слишком белого и слишком мужского состава Киноакадемии. За последние три года в нее пригласили сотни новых членов (пропорциональную часть которых в кои-то веки составили женщины и кинематографисты с цветом кожи, отличным от белого), благодаря чему (и, разумеется, Трампу) стали возможны недавние победы «Лунного света» и — отчасти — «Формы воды».

Рейтингам это, однако, не помогло: 90-я оскаровская церемония оказалась в этом смысле наименее успешной за декаду и одной из самых провальных в истории. Реакция академиков? Во-первых, они как никогда твердо вознамерились сократить ее безбожно затянутый хронометраж до трех часов — пообещав вручать некоторые из технических призов во время рекламных пауз и показывать их раздачу чуть позже, в формате лаконичной монтажной склейки. Во-вторых, в 2020 году церемония состоится гораздо раньше, чем мы привыкли: 9 февраля (это должно сократить и впрямь утомительную дистанцию призового сезона).

Оба этих решения по-своему назрели. Призовых церемоний действительно слишком много, и к моменту, когда Фрэнсис МакДорманд получила «Оскар» — свою ...надцатую премию за «Три билборда», — она первая не преминула высказаться в том духе, что сколько ж можно. Не будет ничего страшного и в том, что победные речи обладателей «Оскаров» за лучшие короткометражки покажут в записи — на «Тони» или BAFTA так делают давно, и обе церемонии (не говоря уже о «Золотом глобусе», где исторически принято награждать только звезд) смотрятся не в пример выигрышнее оскаровских. (Есть, правда, опасение, что вместо восторженных костюмеров и гримеров нам будут показывать какие-нибудь бессмысленные нарезки, но это уже другой вопрос.)

Реальная проблема в том, что есть еще и «в-третьих», и это, конечно, затея, в которой плохо все: от сокрушительного удара по релевантности «Оскара» до совершенно лишней лазейки в регламенте, которую получит ее все еще пожилой и упрямый костяк (не в этом ли все и дело?) Блокбастеры не первый год стучатся в двери категории «Лучшая картина» не потому что они популярные, а потому что они прибавляют в качестве. Три года назад этот решающий, преодолевающий жанровые предрассудки скачок совершил высокооктановый боевик «Безумный Макс», год назад — сатирический хоррор «Прочь», в этом к нему готовы как минимум «Тихое место» и «Черная Пантера».

Популистский ход академиков не просто допускает, но легитимизирует возможность отправить «Тихое место» с «Черной Пантерой» в новую категорию (в самом деле, не «Рэмпейдж» же в ней номинировать), самую престижную оставив для конвенционной академичной тоски вроде «Шпионского моста» или «Король говорит!» При этом 2018 год — едва ли не первый в истории, когда снятый по комиксам суперхит не только обязан претендовать на главный «Оскар», но и готов встретить осень в статусе лидера соответствующей гонки. Собственно, на «Черную Пантеру» тут вся надежда — если король Ваканды и впрямь попадет в категорию «Лучший популярный фильм», оставшись без номинации на «Оскар» лучшему фильму года, выбор у авторов картины один — бойкотировать церемонию и, возможно, убить эту идиотскую идею в зародыше.
Аватар enr091 Наталия Ришко
Журналист/Youtube03



Комментарии (0)
avatar
Читайте также