МФО — холдингам: сколько денег нужно? Больше!
International Finance Institutions (Международные финансовые организации — МФО) играют важную роль в формировании капитала крупных агрохолдингов.
Для того, чтобы расширять возможности своего бизнеса, крупные игроки ежегодно заключают множество контрактов на финансирование от различных МФО. Это позволяет компаниям строить новые производственные мощности, инвестировать в новые технологии и расширять земельный банк.
С другой стороны, такая деятельность часто критикуется в западных странах, ведь МФО финансируются за счет средств налогоплательщиков. Часто деятельность компаний поддается критике со стороны народных масс, в особенности учитывая устоявшееся негативное отношение к крупным формам хозяйствования. Свою лепту в общее видение холдингов внесло и использование пестицидов, и выращивание ГМО, нарушение экологических норм и социальных стандартов. Все эти факторы сформировали негативное мнение к холдингам в обществе.
Стоит отметить, что получение кредитов от МФО прямо влияет на общую картину инвестиционной привлекательности страны. Больше инвестиций — больше развитие бизнеса. Украинские компании в последние годы значительно в этом преуспели, ведь количество подобных сделок в агросекторе только растет, а МФО становятся все более готовыми вкладывать свои средства в украинский АПК. В свою очередь, МФО также формируют целые программы по инвестированию сельского хозяйства. К примеру, в IFC есть стратегия по ускорению темпов развития аграрного сектора Украины, которая нацелена на обеспечение необходимого финансирования.
И компании продолжают заключать сделки. Из последнего — именно на развитие агрологистики и повышение ресурсоэффективности в прошлом месяце IFC выделил $30 млн компании «Астарта». Однако это только один из множества контрактов. В «Астарте» отмечают, что за последние 5 лет они подписали договора с ЕБРР, Голландским банком развития и ЕИБ. Все они нацелены в основном на сокращение использования природных ресурсов.
Часто определенные проекты получают продление финансирования. К примеру, летом 2012 года группа «Агротрейд» и ЕБРР подписали кредитное соглашение на пополнение оборотного капитала на сумму до $15 млн и старший кредит в размере до $8 млн на обновление сети элеваторов. Благодаря этому холдинг с нуля построил первую очередь современного элеватора в Черниговской области и провел реконструкцию еще трех элеваторов — Гадячского, Коломакского и «Доч-Хлеб». Также средства вложили в покупку оборудования для семенного завода. В 2015 году стороны подписали новый лимит до 2020 года для продолжения строительства названных объектов.
Правда, требования к компаниям в подобных контрактах довольно строгие, и далеко не все могут им соответствовать. По словам директора по операционной и финансовой деятельности группы «Агротрейд» Елены Вороны, деятельность компании, претендующей на финансирование, должна быть открытой и прозрачной. Она объясняет на примере условий, на которых работает ЕБРР.
«Обязательно нужно предоставить аудиторскую отчетность, подтвержденную аудиторами, аккредитованными в ЕБРР. Банк доверяет «большой четверке» аудиторов и ряду других международных компаний», — поясняет она. Без аудиторской отчетности в ЕБРР откажут. И это вполне логично, так как она подтверждает, что финансовый результат компании — реальные цифры и все операции — прозрачные. Благодаря этому Банк может быть уверен, что компания сможет погасить кредит.
Кроме того, есть требования, связанные с социальной ответственностью и соблюдением норм защиты окружающей среды. «Например, когда «Агротрейд» менял сушилки на элеваторах, одним из главных аргументов, благодаря которому мы получили кредит, было то, что новое оборудование — более экологичное. Ведь модернизированная сушилка выбрасывает меньше отходов в атмосферу», — рассказывает Елена Ворона.
Еще одно условие ЕБРР — регулярная отчетность. Ежегодно в установленный срок компания должна отправлять финансовую, управленческую и аудиторскую отчетность, где подробно описано, что и как делается, а главное — почему.
«По сравнению в другими банками, в ЕБРР больше требований, там более тщательно все контролируют, надо предоставить большее количество документов. Но наличие в портфеле ЕБРР — престижно для любой компании. Это надежный партнер, который поддержит в кризисный период, ведь его задача — помогать бизнесу развиваться», — добавляет Елена Ворона.
А вот в компании ИМК отмечают, что публичность компании не является обязательным требованием, но будет значительным плюсом. Как и опыт работы с международными кредиторами. В компании говорят, что главное — прибыльная деятельность и понятная стратегия с финансовой моделью.
В «Астарте» также пояснили, что важно соответствие проектов в development impact indicators, которые устанавливают МФО (индикатор развития, индикатор энергоэффективности и другие).
Однако, доверие финансовых учреждений к украинскому агробизнесу в будущем будет только расти. Как отметил аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Передрий, в последующие годы стоит ожидать рост количества совместных проектов.
«МФО активно сотрудничают не только с публичными, но и с частными агрокомпаниями в Украине. Чаще всего финансируются проекты, связанные с повышением урожайности культур с помощью новейших технологий, возобновляемой энергетики, повышением эффективности в логистике. Многие агропроизводители заинтересованы в уменьшении себестоимости за счет энергоэффективности», — отмечает эксперт.
| |
Читайте также |