Смертельные приметы

06.09.2020 324 0.0 0
Смертельные приметы
Большая радость в работе врача — достижение хорошего исхода для пациента: контроль диабета или астмы, компенсация ХСН, полное выздоровление при пневмонии. Но, к сожалению, даже несмотря на огромные усилия, иногда мы проигрываем бой со смертью и теряем пациента. Да-да, у каждого врача есть свое кладбище.

Людям, далеким от медицины, не понять деление смерти на клиническую и биологическую. Для врача же это деление имеет смысл, как точка возврата или невозврата, соответственно. И именно при приближении летального исхода для пациента, я заметила некоторые закономерности и назвала их «смертельные приметы».

Одинокие бабушки и дедушки, люди, преданные и брошенные близкими людьми, вот первая категория пациентов, с которыми происходят мистическое событие-смерть. Смерть без видимых на то причин, без острых сосудистых синдромов. Смерть от безысходности и одиночества, возможно ли это? Сердце перестает биться, легкие дышать и все по причине ненужности, невостребованности, тоски. Неоднократно наблюдала такую ситуацию-подходит лечение к окончанию, готовлю документы к выписке. «Кто за Вами приедет?» — спрашиваю я у пациента. «Никого» — следует ответ. И рассказывается грустная история про пустой и холодный дом, про плохие отношения с родными или, и того хуже, про смерть всех родственников. Жалеешь, конечно, больных, пролонгируешь их лечение, даришь еще неделю больничной жизни. Но поступают новые больные, социальных коек в больнице нет, начальство требует чтоб койка крутилась, да и ОМС поджимает своими койко-днями, грозясь штрафными санкциями. В день выписки пациента на утренней планерке медсестры сообщают: «Умер..» «Как так, все же хорошо было?!» Перелистываю историю: " Может что пропустила? Анализы в порядке, ЭКГ вчерашняя, без нарушений ритма и признаков коронарной недостаточности.» Пишу посмертный эпикриз, с замиранием сердца, подмышкой держа историю болезни, иду к патологоанатому. Вердикт-ИБС: атеросклеротический кардиосклероз. Ни пропущенной пневмонии, ни инфаркта, ни ТЭЛА, ни инсульта, ничего у таких пациентов не находим, что могло послужить причиной скоропостижной смерти. В таких случаях в народе говорят» он умер от тоски».

Вторая категория пациентов, напротив, в отличие от первых, тяжелейшие коморбидные больные, с плохо работающими сердцем, легкими, почками, головным мозгом, печенью и т. д. Вообще иногда не понятно, за счет каких механизмов живет этот пациент. Конечно же, до конца надеюсь стабилизировать пациента, вытащить его из состояния декомпенсации. Сложные комбинации лекарственных препаратов, консилиумы, кислородная поддержка-все идет вход, лишь бы помогло. Каждый день, выигранный у смерти-победа! И вот, в один прекрасный день сам пациент или его родственники, учитывая тяжелое состояние, просят о разрешении посетить этого больного батюшкой для проведения обряда исповеди и причастия. Раньше я с легкостью соглашалась (в соответствии со статьей 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения). Но теперь очень настороженно отношусь к этой просьбе, хотя, конечно, ее разрешаю. Дело все в том, что пациент, цепляющийся за жизнь дни, недели, после посещения батюшки, внезапно умирал, несмотря на продолжение, доселе эффективной, терапии. Логично можно сказать, все понятно, закончился резерв организма. Но как тут не вспомнить о грехах человеческих, которые тяготят людей, держа их тяжкими оковами мучений на земле. А священник, проводя исповедь и причащение, освобождает человека от гирь-грехов. Я на сегодняшний день, только так для себя объясняю смерть таких пациентов.

Третью категорию составляют тоже тяжелые пациенты, но у которых, вопреки всем неблагоприятным прогнозам, вдруг, резко, улучшается самочувствие или улучшаются анализы. Особенно заметила эту особенность у терминальных онкобольных. Когда привык их видеть без блеска в глазах, с потухшим взглядом, с отсутствием аппетита, приходишь к ним на обход, а пациент жареную куриную ножку уплетает, и это уже после съеденной миски салата. Родственники радуются-вот, на поправку пошел. Я не разделяю их позитивный настрой (хотя в глубине души тоже надеюсь), как правило, после такого всплеска следует летальный исход. При ОНМК в неврологии тоже похожее частенько встречала, когда пациенты с обширным поражением головного мозга, вдруг, несмотря на все прогнозы врачей, выходят из комы, узнают всех своих родственников, шутят, общаются, а потом мгновенно умирают. Такое ощущение, что им дается свыше возможность сказать что-то важное своим близким, у кого-то попросить прощение. Дается последняя вспышка, перед угасанием.
Аватар enr091 Наталия Ришко
Журналист/Youtube03



Комментарии (0)
avatar
Читайте также