Кости и не только: универсальный регулятор благополучия организма

21.01.2021 243 0.0 0
Кости и не только: универсальный регулятор благополучия организма
Первый, наиболее изученный и доказанный эффект витамина D – это его влияние на кальциевый и костный обмен. Витамин D опосредует всасывание кальция в кишечнике, поэтому при его дефиците (так как ухудшается всасывание кальция) компенсаторно повышается продукция паратгормона, который, стремясь поддержать нормальный уровень кальция в крови, начинает «вымывать» его из костей, что может привести к таким заболеваниям, как рахит, остеомаляция, остеопороз. Кроме того, дефицит витамина D ведет к поражению мышц (миопатии), их слабости, что увеличивает риск падений и переломов. Стимуляция синтеза паратгормона, как правило, происходит при уровне витамина D в крови ниже 30 нг/мл, отсюда общепризнанная нижняя граница нормы для витамина D – 30 нг/мл. Доказано, что устранение дефицита витамина D у пожилых людей ведет к снижению риска падений и, соответственно, переломов.

Дефицит витамина D у беременных связан с увеличением риска осложнений (преэклампсии, инфекций, гестационного диабета) и рахита у детей. Напротив, прием витамина D беременными снижает риск этих неприятностей. Минимальным достаточным уровнем витамина D в крови у беременных считается 40 нг/мл.

Очень много сейчас говорится о взаимосвязи витамина D с сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, инсулинорезистентностью, сахарным диабетом 2-го типа. Действительно, ассоциация между риском этих заболеваний и дефицитом витамина D достаточно тесная. Однако причинно-следственная связь остается не очень ясной, а большинство исследований о применении витамина D для их профилактики и лечения были проведены in vivo и in vitro (т. е. в пробирке и на экспериментальных животных), что не позволяет рекомендовать использование препаратов витамина D в этих целях.

То же самое можно сказать о роли витамина D в репродуктивной системе. Доказано, что рецепторы витамина D присутствуют в яичках, яичниках, гипофизе, эндометрии, плаценте и других тканях и органах, что, безусловно, говорит о важности этого витамина-гормона в нормальном функционировании половой системы. В ряде исследований показано, что дефицит витамина D ассоциирован с повышением риска СПКЯ и снижением качества спермы. Однако лечение СПКЯ препаратами витамина D необосновано с доказательной точки зрения.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит витамина D связан с повышением риска злокачественных образований. Результаты противоречивы в отношении различных видов новообразований, в настоящее время доказана взаимосвязь с колоректальным раком. В исследовании с участием 1179 постменопаузальных женщин было показано, что применение препаратов витамина D и кальция в течение 4 лет снижало общий онкологический риск на 60 %, при этом оптимальным уровнем витамина D в крови указывался 40–60 нг/мл. Разумеется, накопленных на настоящий момент данных недостаточно, чтобы официально рекомендовать использование витамина D для лечения онкологических заболеваний.

Витамин D играет важную роль в работе иммунной системы. Есть данные о том, что он предотвращает развитие аутоиммунных заболеваний (сахарного диабета 1-го типа, рассеянного склероза, ревматоидного артрита, болезни Крона) и повышает сопротивляемость к инфекционным агентам. В ряде работ показана его эффективность для активации иммунитета при ОРВИ, туберкулезе и др. Однако опять же на данный момент накопленной информации недостаточно, чтобы рекомендовать лечить, например, грипп или рассеянный склероз препаратами витамина D.

Запомните: если дефицит витамина D доказан, то его обязательно нужно восполнять, а вот лечить сахарный диабет, гипертонию, рак или деменцию витамином D (особенно только витамином D) пока не стоит.
Аватар enr091 Наталия Ришко
Журналист/Youtube03



Комментарии (0)
avatar
Читайте также