О запрете на свинину и отношение к вину в иудаизме

09.05.2019 960 0.0 0
О запрете на свинину и отношение к вину в иудаизме
Остановимся отдельно на возможных причинах запрета на свинину, тем более что этот вопрос касается категоричных пищевых предписаний как иудаизма, так и ислама. Для верующих этих религий и даже для некоторых христианских сект запрет на свиное мясо сохранил свою непререкаемость и в наши дни.

Свинья, как особенно нечистое и поедающее падаль животное, была так неприятна для иудеев, а впоследствии – мусульман, что многие из них не произносили слово «свинья», заменяя его словосочетанием «этот зверь», «это животное». Грязный образ жизни свиньи связывали в моральном аспекте с греховным образом жизни людей, их склонностью возвращаться к плохому. Такое с ними случается, по образному выражению апостола Петра в Новом Завете Библии: «Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи».

В христианском Новом Завете, где отражены и бытовые традиции евреев, свинья иносказательно упоминается только в отрицательном смысле. Например, работа блудного сына, пасшего свиней, означала самое презренное занятие. В Евангелии от Луки рассказана притча об ушедшем из отчего дома в другую страну блудном сыне, где он «расточил имение свое, живя распутно. Когда же прожил все… начал нуждаться. И пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои свиней пасти». Отсюда идет полузабытое выражение: «Будешь плохо трудиться или учиться, будешь свиней пасти». Из Нового Завета идут слова Иисуса Христа: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими». Смысл этого распространенного и в современной жизни выражения: не следует предлагать слова истины и благоразумия людям, которые презирают эти слова.

В Евангелии от Матфея рассказано о том, что Иисус Христос исцелил одержимых нечистым духом людей путем вселения их бесов в стадо свиней. Стадо бросилось с обрыва в море и погибло. По-видимому, сами свиньи принадлежали иноверцам-язычникам, а не евреям. В Талмуде и в Коране существуют сходные предания, согласно которым свинину нельзя есть, ибо библейский пророк Моисей (в Коране Муса – посланник Аллаха) превратил грешников в свиней. Следовательно, есть свинину – все равно что есть грешную человечину.

Создается впечатление, что религиозный запрет на свиное мясо был обусловлен ассоциативной связью между моральными качествами человека и вызывающими брезгливость и неприязнь физическими качествами свиньи, между греховностью человека и внешней нечистотой свиньи. Поэтому свинья трактовалась как неприглядный символ.

Табу – это запрет с религиозно-магической санкцией, когда нарушение запрета грозит наказанием, болезнью или смертью. Табу нередко сопряжено с древним религиозным представлением о близкой связи какого-либо животного с людской группой (племя, род) или отдельным человеком. Животное, на которое накладывалось такое табу, становилось священным, его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Мы обратились к понятию о табу, так как в посвященной иудаизму атеистической литературе утверждалось, что еврейские племена в глубокой древности поклонялись некоторым животным, причем к табуированным относились лошади, свиньи, собаки и др. Отсюда вытекал и запрет на свиное мясо. С этим объяснением нельзя согласиться. Известно, что животные, которым поклонялись, никогда и нигде не рассматривались как нечистые. Как раз наоборот, эти животные становились не только священными, но и в какой-то мере родными. Уничижительное отношение к свинье в Ветхом и Новом Заветах исключает священность ее для древних евреев. У последних, в отличие от египтян, собаки тоже не были священными животными и считались нечистыми, как они до сих пор считаются у мусульман. Однако со временем собаки стали у древних евреев домашними животными, что было исключено для свиней.

С позиций поклонения и отсюда табуированности животных логичен другой библейский запрет – на мясо верблюдов – с целью сохранения этих важных в жизни древних евреев животных. Верблюды были средством передвижения и использовались во время войн. Как свидетельствует Тора, стада верблюдов считались доказательством богатства. Верблюжье молоко употребляли в пищу, шерсть – на одежду, кожу – на изготовление сандалий, ремней, мешков и т. д. Однако свиная кожа была и даже остается такой же нечистой для правоверных иудеев, как и свиное мясо. Таким образом, не выдерживает критики версия об иудейском запрете на свинину в связи с якобы существовавшим в древности поклонением свиньям.

Тысячи лет назад еврейские племена были кочевниками, бедуинами Ближнего Востока. В историческом плане известны не всегда дружеские отношения кочевников и земледельцев друг к другу. Среди набора скота кочевников нет места для свиньи. Не склонно это животное к путешествиям в силу своих физиологических особенностей, в частности коротких ног. Зато у оседлого населения свинья имеет и двор, и стол в буквальном смысле слова. Поэтому в глазах кочевников свинья могла быть живым признаком оседлого, а потому чуждого и запретного образа жизни. Отсюда возможен и запрет есть мясо свиньи. Этот запрет должен был также отвращать кочевников от соблазна породниться с оседлыми жителями и жить среди них.

Об отношении кочевников к оседлым сказано и в Торе. В предании о Каине и Авеле кроткий и миролюбивый Авель – скотовод, а злодей и братоубийца Каин – земледелец. И еврейские племена, откочевав в Ханаан (Палестину), запрещали своим сынам жениться на «дщерях сей земли». Неслучайно Исаак отправил своего сына Иакова в пустыню, чтобы жениться на дочери кочевника Лавана.

Заметим, что даже во второй половине XX в. у арабов Передней Азии, как и у других народов региона, единая в общем система питания выступала в двух вариантах: пища кочевников-скотоводов и пища оседлого населения.

Существуют гигиенические версии запрета на свинину. Суть одной из них: свиное мясо представляло опасность для здоровья в условиях жаркого климата стран Ближнего Востока, так как быстро портилось и, кроме того, из-за большой жирности ухудшало пищеварение. Однако имеются аргументы против этой версии. Во-первых, скорость порчи свиного мяса при высокой температуре воздуха такая же, как и других видов мяса. Во-вторых, по содержанию жира свинина в среднем превышает баранину или говядину, но свиной жир легче переваривается в пищеварительном тракте, чем бараний и говяжий жиры. Это объясняется тем, что в свином жире меньше насыщенных жирных кислот и больше ненасыщенных, имеющих низкую температуру плавления. Отметим, что биологически активных и незаменимых в питании полиненасыщенных жирных кислот (линолевая, арахидоновая) в свином жире в несколько раз больше, чем в говяжьем или бараньем. В-третьих, во многих более жарких, чем Палестина, странах Юго-Восточной Азии и Африки свинья является домашним животным и основным источником мяса.

Более убедительна другая гигиеническая версия, согласно которой запрет на свинину связан с профилактикой тяжелого, иногда смертельного, глистного заболевания – трихинеллеза. Им болели тысячи лет назад, личинки трихинелл обнаружены в мышцах мумии молодого человека, жившего в Египте 1200 лет д. н. э. Современникам была известна опасная болезнь, связанная главным образом со свиным мясом. Возможно, именно отсюда идет иудейский запрет на свинину, который позднее заимствовал ислам. Следовательно, речь идет об одном из многих религиозных пищевых предписаний, которые имели медицинское обоснование и распространялись наиболее образованными в то время людьми – священнослужителями.

Эту гигиеническую версию поддерживают ведущие ученые Всероссийского института гельминтологии имени К. И. Скрябина и Института эпидемиологии Российской академии медицинских наук (А. С. Бессонов, 1998; В. Н. Покровский, 2000). Отметим, что версия о запрете на свиное мясо в целях предупреждения опасного для жизни гельминтоза не противоречит высказанному нами предположению о древней оценке свиньи как символа нечистоты.

Таким образом, хотя нет безусловно доказанных причин иудейского запрета на свинину, можно выделить более или менее убедительные гипотезы о происхождении этого запрета.

В сформировавшемся христианстве нет запрета на свиное мясо, несмотря на то что как Новый Завет, так и Ветхий Завет являются основой христианской религии. По-видимому, это обусловлено не только необходимостью обрядовых, в том числе пищевых, отграничений христианства от иудаизма. Христианство в основном распространялось у народов, мировоззрение, образ жизни и пищевые традиции которых существенно отличались от таковых у древних евреев. Это подтверждается запрещением употребления свинины в более поздней религии – исламе, возникшей у арабов Аравии, близких по общему типу жизни и питания к евреям. И именно с арабами мирным и военным путем ислам распространился по многим странам Азии и Африки, неся с собой запрет на свинину. Например, в Африке «свиная» граница ныне проходит примерно по экватору, севернее которого расположен ряд мусульманских стран.

Доказательством влияния образа жизни и пищевых традиций народов на отношение к свинине может быть еще один пример. В V в. н. э. возникло монофиситское направление христианства. В отличие от большинства христиан, монофиситы считают, что Иисусу Христу присуща только одна природа – божественная, а не богочеловеческая. К монофиситским христианским церквям относятся армяно-григорианская и эфиопская. У христиан-армян нет запрета на свинину, у христиан-эфиопов он есть. Более того, на эфиопских аллегорических картинах свинья обозначает язычников (нехристиан). Заметим, что Эфиопия расположена вблизи Аравии, немало эфиопских племен являются кочевниками-скотоводами.

Любопытно, что в календарях и гороскопах многих азиатских немусульманских стран (Китай, Вьетнам, Таиланд и др.) свинья наделена замечательными свойствами, а в ряде европейских стран со времен Древнего Рима свинья символизирует достаток. А вот в русском фольклоре свинья рисуется в целом отрицательно. До сих пор используются в повседневной речи такие пословицы и поговорки, как: «Бог не выдаст – свинья не съест», «Свинью подложить…», «Посади свинью за стол – она и ноги на стол», «Свинья везде грязи найдет», «Наряди свинью в серьги, а она в навоз» и т. п. Возможно, это могло быть отголоском отношения к свинье в христианском «Новом Завете» Библии, где, в свою очередь, имели место естественные отголоски традиций древних евреев – иудеев.

Если отвлечься от религиозных и иных предписаний в отношении свинины, то с медицинских позиций нет никаких оснований отвергать этот продукт. Однако для безопасного в эпидемическом отношении питания свиное мясо, как, впрочем, и мясо других животных, требует строгого санитарного контроля.

Разные религии по-разному относятся к употреблению алкоголя. Одни (буддизм, ислам) выступают против с той или иной степенью категоричности, другие (иудаизм и христианство) проявляют терпимость к алкогольным напиткам в разумных пределах. Это накладывало некоторый отпечаток на употребление спиртного у разных народов, хотя и не являлось решающим ограничением для всех людей.

В Торе немало сведений о том, что виноградное вино было распространенным напитком у древних евреев. Сочетание слов «хлеб и вино» характеризует угощение, «вино и молоко» – все блага и преимущества. Слова «хлеб» и «вино» образно употребляются в морально-религиозных поучениях, например в «Мишле» и «Кохелет» (Притчи Соломоновы и Екклесиаст Ветхого Завета):

«Не вставай на стезю нечистивых, и не ходи по пути злых… Ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения».

«…Ешь с веселием хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим».

В вино добавлялись благовония, в результате чего получали ароматное вино, которое, очевидно, напоминало по вкусу современный вермут. Пили и разбавленное водой вино. Полагают, что древние евреи употребляли и пальмовое вино, и ячменное пиво. Хмель в те времена не применялся, в пиво добавляли мед или толченые финики, и получался сладковатый напиток. Производство крепких напитков путем перегонки вина было неизвестно. Вино использовалось как пищевой продукт и при религиозных церемониях как составная часть иудейского храмового ритуала. В Талмуде вино включено в число продуктов, составляющих главные пищевые потребности, но одновременно указано, что пить вино нужно только в праздничные дни.

Там, где имеется вино, возможно и злоупотребление им. В ярких, красочных и выразительных строках книги «Мишле» отражено отношение к пьянству в библейские времена:

«Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: Потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет их в рубище…

У кого вой, у кого стон, у кого ссоры, у кого горе, у кого раны без причин, у кого багровые глаза? У тех, кто долго сидит за вином, которые приходят отыскивать вино приправленное. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше… Впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притчи Соломоновы, 23:19–21; 29–32).

Пророки Моисей и Исайя осуждали тех, что с «раннего утра ищет пьянящего напитка и до позднего вечера разгорячает себя вином». Преступником считался «сын буйный и непокорный… мот и пьяница» и, как сказано в Торе, все жители города должны были «побить его камнями до смерти и тем истребить зло из среды своей». Следовательно, в библейские времена пьяницы встречались. Однако нельзя исключить, что суровые предписания иудаизма отразились на том, что пьянство не стало распространенным явлением среди евреев. Через много веков ислам пошел дальше: Коран фактически запрещает мусульманам пить вино.

И в настоящее время вино как элемент ритуала включено в иудейские праздничные трапезы: по субботам (Шабат), в Пурим, пасхальный Седар и т. д. Поэтому с древних времен евреи привыкали к некрепкому спиртному с юности. Обычно уже восьмидневному ребенку дается капля виноградного вина сразу же после иудейского обряда обрезания. Многие социологи считают, что низкий уровень алкоголизма среди традиционных евреев (то есть соблюдающих предписания иудаизма) – следствие навыка умеренного потребления вина, предписанного по субботам и в праздники. По традиции, садясь за стол, глава дома сначала произносит благословение (браха) над хлебом и солью. Вино во время еды также принято пить после брахи. При этом пожелания счастья и здоровья (типа «Лехаим!») произносят только после первого глотка, а не непосредственно после брахи.

Таким образом, вино занимало особое место в жизни евреев. А поскольку в древности вино часто использовалось для языческих обрядов, традиция запрещала употреблять неиудейское (в прошлом это четко звучало «нееврейское») вино, чтобы иудейское не спутать с языческим (чужим). И в настоящее время еврейские религиозные суды особенно взыскательно относятся к спиртному, определяя возможность именовать его кошерным, то есть дозволенным. Предмет особого внимания – пищевые добавки (ароматизаторы, красители, вкусовые вещества и др.), предназначенные для новых алкогольных напитков. Нельзя применять дрожжи, а также неизвестные ферменты. Разумеется, кошерное спиртное могут пить люди любых вероисповеданий и атеисты. Например, крупнейший в католической Польше производитель водки компания «Польнискошер» – выпускает несколько сортов кошерной водки, что зафиксировано печатью и подписью раввина и надписью на этикетке. Это служит гарантией более высокого качества, поэтому и цена выше. Так, кошерная водка «Давид» дороже обычной, но пользуется у поляков популярностью.

Не осталась в стороне от «кошерного алкоголя» и Россия, в которой иудаизм включен в число четырех так называемых традиционных религий, наряду с православным христианством, исламом и буддизмом. В России право называться кошерными получили водки «Русский стандарт» и «Путинка», а также пиво «Очаково».
Аватар enr091 Наталия Ришко
Журналист/Youtube03



Комментарии (0)
avatar
Читайте также