Растения в нашей жизни

08.09.2019 37 0.0 0
Растения в нашей жизни
Растения играют в нашей жизни большую роль. Они являются пищей, дают тень и материал для строительства жилищ, обогащают воздух кислородом, вырабатывают в себе лекарственные вещества. Они привлекают к себе своей красотой и создают нам настроение. Издревле принято награждать лавровым венком победителей и дарить цветы любимым людям. Растения стали предметом легенд и сказаний, песен и поэм. Растения, травы ассоциируются с представлениями о родной стороне. Услышишь только одно слово «березка» и сразу видишь позолоченную солнцем опушку леса и шелестящую на ветру листьями эту стройную русскую красавицу.

Травы, как никакие другие растения, необходимы человеку. Они и корм для сельскохозяйственных животных, и украшение дорожек парков и садов, и важный источник лекарственного сырья. На земном шаре насчитывается более трехсот тысяч растений, из которых мы, к сожалению, используем не более пятисот-шестисот. Если исключить из трав около семисот растений, содержащих яды и поэтому опасных для человека, то поистине растительная кладовая природы для поддержания жизни животных и человека неисчерпаема.

Лекарственные свойства растений известны людям очень давно. Народная медицина владеет многими секретами траволечения. И значительно позже, когда люди овладели методами химии, они начали выделять из растений лекарственные вещества в чистом виде, превращая их в отвары, настойки, порошки и таблетки.

Многие необходимые для нас лекарства буквально окружают нас со всех сторон: мы ходим по ним, используем в качестве украшений и очень мало знаем о том, как их можно и нужно употреблять для поддержания своего здоровья и лечения заболеваний. В наш век — век научно-технического прогресса, привыкнув к тому, что можно синтезировать все, и считая, что только современная техника в состоянии поставить диагноз, мы незаслуженно забыли о народной медицине, впитавшей в себя опыт тысяч поколений. Мы нередко не умеем использовать то богатство, которое имеется под рукой, или используем его неправильно. А ведь достаточно привести самые простые примеры, чтобы доказать, что природа дает нам в руки средства, которые часто эффективно помогают даже до того, как мы пойдем к врачу. Вспомните самый банальный отвар шалфея — скольким людям, страдающим зубной болью, принес он облегчение!

При рассказе о лекарственном действии растений надо учитывать еще следующее. Целый ряд растений мы употребляем в пищу в качестве гарниров и приправ. О многих таких растениях известно, что они полезны для человека. Но оказывается, что эта польза не абсолютная, иногда общеупотребительный продукт может нанести и вред. Взять хотя бы обыкновенный чеснок. Этот продукт содержит особые летучие противомикробные вещества, называемые фитонцидами. Многие знают, как полезен чеснок при различных заболеваниях зубов и ротовой полости, а также при других заболеваниях. О лечебных свойствах чеснока немало говорилось и писалось в разные времена.

Возьмем такой растительный продукт, как лук. Он так же, как и чеснок, является источником фитонцидов и очень полезен при ряде заболеваний полости рта, желудочно-кишечного тракта, верхних дыхательных путей и т. д. В последнее время появились сведения, что лук снижает свертываемость крови. Значит, его употребление, по-видимому, целесообразно при таких заболеваниях вен, как тромбофлебиты, и при других болезнях с повышенной свертываемостью крови.

Опыт применения природных средств, в частности растений, в качестве лекарств является элементом культуры наших предков-язычников. Как складывалась, из чего состояла эта культура выживания народа — народная медицина? Это бесценный опыт, опыт многих миллионов людей, многих сотен поколений, как зеницу ока сберегших то часто совсем небольшое, что они узнали о новой траве, до того неведомой. С появлением письменности их опыт в какой-то мере зафиксирован и в устном, и в письменном виде. Так дошли до нас бесценные следы памяти предков, их послания жизни потомкам, их обереги здоровья, их думы и дела. Дошли, дожили до нас. И сохранила все это народная медицина. Обратимся к авторитетам в этой области; у академика Ю. Бромлея есть специальная работа, которая так и называется: «Народная медицина как предмет этнографии» (см. книгу «Современные проблемы этнографии». — М., Наука, 1981). Этот автор подтверждает, что народная медицина, как и любой другой вид народных знаний, представляет собой неотъемлемую часть культуры каждого народа (об этом нужно знать и помнить некоторым представителям официальной медицины, много сделавшим для дискредитации народной медицины). Многие тысячелетия назад народные лекари, волхвы и чародеи имели представление как об анатомии и физиологии человека, так и о происхождении заболеваний. Они умели не только определять болезнь, но и лечить ее лекарствами из растительного, животного и минерального сырья. Широкое распространение имела физиотерапия — лечение теплом, холодом, водой, массажем. Были известны диетотерапия, санитария, гигиена и косметика. Были распространены внушение, гипноз, аутогенная тренировка, развиты акушерство и гинекология, уход за детьми и лечение детских болезней. Делалась вакцинация против оспы, но самое главное — производились и хирургические вмешательства.

Что касается нашего главного предмета разговора, то нужно отметить, что собирание лекарственных растений и их применение имело культовый характер и окружалось магическими обрядами. Наиболее важные признавались священными, что повышало эффект их действия на организм (за счет психотерапии), создавался их культ, например женьшеня. «По признанию одного из современных зарубежных этнографов, — подчеркивает названный выше автор, — психоанализ всего лишь заново открыл и изложил в новых понятиях тот подход к лечению болезней, истоки которого восходят к первым дням человечества. Знахари первобытных племен всегда пользовались средствами психоанализа, часто с искусством, которое поражает даже наших известных ученых…»

На Руси в стародавние времена дохристианской культуры все знания о лечебных свойствах растений, трав сосредоточивались у особых лиц — ведунов (от слова «ведать» ‑ знать). Ведуньи и ведуны, получавшие по наследству опыт лечения травами, буквально из уст в уста дополняли его своими наблюдениями год за годом, поколение за поколением по цепочке жизни. Это были специалисты универсальных познаний. Вот что пишет А. Афанасьев: «Ведун и ведьма (ведунья, вещица) — от корня вед, вещ — означает вещих людей, наделенных духом предвидения и пророчества, поэтическим даром и искусством целить болезни. Названия эти совершенно тождественны со словами: знахарь и знахарка, указывающими на то же высшее ведение…»

Болезнь рассматривается народом как злой дух, который после очищения огнем и водою покидает свою добычу и спешит удалиться. Народное лечение основывается главнейшим образом на окуривании, обрызгивании и умывании с произнесением на болезнь страшных заклятий. По общему убеждению, знахари и знахарки заживляют раны, останавливают кровь, выгоняют червей, помогают от укусов змеи и бешеной собаки, вылечивают ушибы, вывихи, переломы костей и всякие другие недуги; они знают свойства как спасительных, так и зловредных (ядовитых) трав и кореньев, умеют приготовлять целебные мази и снадобья.

В травах, по народному поверью, скрывается могучая сила, ведомая только чародеям; травы и цветы могут говорить, но понимать их дано одним знахарям, которым и открывают они, на что бывают пригодны и против какой болезни обладают целебными свойствами. Все эти заклинания, гадания, предсказания безотказно действуют на умы и сердца людей. Люди верили им, многое из арсенала средств ведуна оказывало реальное психологическое и физиологическое воздействие. Это подтверждено научно и не подлежит сомнению.

Чтобы лучше понять причины пренебрежительного отношения некоторых медиков к лекарственным растениям, нужно вникнуть в суть дела. А она, как писал Сергей Небесный в очерке «Приручение целебных трав» («Наш современник», 1974, № 6 такова: «Еще совсем недавно многие наши современники рассматривали целебные травы как нечто безнадежно устарелое, архаическое, как пережиток глубокой древности вроде лыковых лаптей или деревянной сохи… Особенно стали пренебрегать травами три-четыре десятилетия назад, когда фармацевтическим «идолом», медицинским кумиром стали лекарственные препараты химического происхождения…»

Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, получения одежды, орудия труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней. Изучая археологические находки, жизнь первобытных племен австралийцев, племен Центральной и Южной Африки, индейцев Амазонки, этнографы установили, что не было на земле такого племени, которое не знало лекарственных растений.

Тайны врачевания охранялись и наследовались по родству, но нередко в такую семейную школу попадали способные молодые люди и со стороны. Параллельно развивалась храмовая медицина. Лечение проводилось в священных храмах, где после специальной подготовки больного (соблюдение поста, длительных молитв) оракулы толковали их сновидения, которые являлись якобы «откровениями богов» о том, как лечить больного. Для обучения искусству медицины при храмах открывались школы. Есть сведения о существовании таких школ в городах Вавилонии, Египта, Индии.

Флора Юго-Восточной Азии, Индии и Китая, отличавшаяся исключительным богатством, многие тысячелетия служила неисчерпаемым источником лекарств для лечения самых разных заболеваний.

Китайская медицина насчитывает несколько тысяч лет. Основоположником ее считается император Шень-нун, живший более 5000 лет назад, автор древнейшей медицинской книги, названной Бень-цао (т. е. травник), так как в нем описаны в основном растительные средства. Уже в то время китайские врачи знали женьшень, эфедру, спаржу, кизил.

В Индии большую известность получила «Аюрведа», или «Книга жизни», ‑ оригинальное медицинское сочинение, относящееся к І в. до н. э. Книга содержит восемь глав. Наибольший интерес для медицины представляет седьмая глава — «Искусство приготовления лекарств от всех болезней и для продления жизни. Лекарства для укрепления болезненного организма и возбуждающие». Индийская медицина использовала около 800 растений. Значительная их часть используется и в настоящее время (чилибуха, раувольфия, многие пряности). В ІІІ веке н. э. в Индии начали возделывать лекарственные растения.

В тесном взаимодействии развивалась медицина народов Междуречья и Древнего Египта. Многочисленные изображения растений и записи о них найдены на стенах храмов и гробниц. Особенно ценные сведения о применении растений были прочитаны в древних памятниках письменности — египетских папирусах. Самым большим является древнеегипетский папирус, относящийся к 1570 г. до н. э., названный по имени исследователя Георга Эберса, открывшего в 1872 г. этот папирус и изучившего его. Папирус, вывезенный из Египта и хранящийся в Лейпцигском университете, представляет собой медицинский трактат, содержащий выдержки из 40 написанных ранее медицинских сочинений. Трактат назван «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В этом лечебнике приведено около 800 рецептов на разнообразные лекарственные формы: пилюли, настои, мази, соки, курительные средства, припарки. Классифицированы они по фармакологическому действию: слабительные, рвотные, мочегонные, потогонные и др. Египтяне знали о целебных свойствах алоэ, аниса, белены, мяты, клещевины, подорожника. Право приготовления лекарств имели только люди, принадлежавшие к высшему жреческому сословию. По представлениям египтян, все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «фармаци» (защитник, исцелитель). Отсюда и современные названия, связанные с лекарствоведением, — фармация, фармакопея, фармакогнозия.

Египетская медицина оказала большое влияние на развитие медицины Древней Греции и Рима. Греки, как и многие другие народы, связывали целебное действие растений со сверхъестественными свойствами, данными им богами, поэтому сведения о лекарственных травах широко представлены в легендах и мифах. По преданиям, на Кавказе (Колхиде) под покровительством богини Артемиды находился волшебный сад ядовитых и лекарственных растений, откуда эти растения попали в Грецию. Согласно греческой мифологии, богом врачей и врачебного искусства стал сын Аполлона исцеляющего — Асклепий. По Гомеру, он был царем Фессалии (около 1250 г. до н. э.). Детство и юность Асклепия прошли в горах Пелиона. Этот край был известен густыми лесами, целебным воздухом, богатыми минеральными источниками, обилием лекарственных трав. Воспитывал Асклепия мудрый кентавр Хирон. До нас дошли изображения Хирона с факелом в руке. Вероятно, этот факел символизировал его стремление нести свет знаний людям. Хирон, хорошо изучивший целебные свойства трав, одновременно был прекрасным воспитателем, музыкантом, гимнастом. Сочетая всеобъемлющие знания с редкой мудростью и доброжелательностью, он воспитал многих героев Эллады (Тесея, Ясона, Ахилла). Асклепий не только воспринял знания учителя, но даже превзошел его в искусстве врачевания. Во время обучения Асклепий познал важность природных факторов, физических упражнений и здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья. Согласно мифам, он не только исцелял все болезни, но даже возвращал к жизни умерших. Этим Асклепий прогневал властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса, так как нарушил закон и порядок, установленный Зевсом на земле. Разгневанный Зевс убил Асклепия, метнув в него молнию. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ, среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Помещения для лечения больных при храмах назывались асклепийонами. Дочери Асклепия: Гигиея и Панакея, считались покровительницами отдельных отраслей медицины. Гигиея прославилась разумными профилактическими советами и почиталась как богиня здоровья. Изображалась она юной девой, держащей в руке чашу со змеей. Панакея была покровительницей лекарственного лечения, умела лечить от всех болезней. Поэтому панацеей стали называть легендарное средство от всех болезней.

Потомками Асклепия считали себя многие врачи Древней Греции, в том числе Гиппократ (460–377 г. до н. э.). Родина этого выдающегося врача и мыслителя — остров Кос, знаменитый своей медицинской школой. Отец его был врач по имени Гераклит, мать — повитуха Фенарета. Род Гиппократа в течение 18 поколений занимался медициной, передавая свое искусство от отца к сыну. Гиппократ был широко образованным человеком, много путешествовал, изучая жизнь, быт и нравы народов Причерноморья и Средиземноморья. Он создал учение о причинах возникновения болезней и методах их лечения, сделал попытку собрать и привести в систему разрозненные наблюдения и сведения о лекарственных средствах, описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них — белена, бузина, горчица, ирис, золототысячник, миндаль, мята, чилибуха и др. Он считал, что лекарственные растения своим действием обязаны определенному, оптимальному сочетанию всех составных частей, поэтому растения следует употреблять в том виде, в котором их создала природа. т. е. в натуральном или в виде соков. «Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы», — писал этот знаменитый врач древности.

Отправляясь к больному — знаменитому философу Демокриту, Гиппократ послал письмо своему собирателю трав Крашевасу. В письме содержалась просьба прислать травы и растительные соки, которые могут пригодиться в лечении: «… все соки, выжатые или вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы, корни — в новых глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарства, как бы впавших в обморочное состояние». При раскопках античных аптек обнаружено, что именно таким способом хранили лекарственные средства.

Отцом европейской фармакогнозии считается греческий врач Диоскорид, живший в І в. н. э. Им составлено описание всех лекарственных растений, употреблявшихся в античном мире, а его сочинение «Materia medika», снабженное многочисленными рисунками и еще в его время, переведенное на латинский язык, в течение столетий являлось настольной книгой врачей и фармацевтов.

Наибольшую славу среди римских медиков заслужил Клавдий Гален, грек по происхождению, родом из Малой Азии. Он родился в 130 г. н. э. в семье архитектора. Отец хотел, чтобы сын стал философом, дал ему блестящее образование. Однако Клавдия больше привлекали вопросы естествознания, особенно медицины, изучением которой он начал заниматься с 17 лет. Чтобы усовершенствовать свои медицинские знания, Гален предпринял путешествие по разным городам и странам, после чего стал практикующим врачом среди гладиаторов. В 164 г. он переехал в Рим и поступил на службу придворным врачом. В противоположность Гиппократу Гален придерживался мнения о том, что у лекарственных растений есть два начала. Одно из них оказывает на больной организм лечебное действие, другое — бесполезное или даже вредное. Действующее начало предпочитает высушенному растению жидкость, поэтому его легко отделить от бесполезного. Для этого лекарственное растение следует настоять или прокипятить с водой, вином, уксусом или другой подходящей жидкостью. Извлечения из лекарственных растений быстро завоевали популярность во всех странах Европы и были названы «галеновыми препаратами». Гален имел свою аптеку в Риме, где сам готовил лекарства для больных. Им описано изготовление порошков, пилюль, лепешек, мыл, мазей, пластырей, горчичников, сборов и других лекарственных форм. В большом количестве приготовлялись косметические средства. Перу Галена принадлежит около 400 сочинений, половина из них — по медицине. В книгах Галена собран богатый материал в виде стандартных прописей и советов для использования практическим врачом. В течение веков сочинения Галена служили авторитетнейшими пособиями для европейской медицины, были переведены на латинский, арабский, сирийский, персидский языки.

Большая заслуга в истории медицины принадлежит арабским ученым. Они первыми ввели правила для изготовления лекарств, издали первые фармакопеи («карабадини») — предшественники европейских фармакопей, создали учения о ядах и противоядиях, ввели в медицинскую практику новые лекарственные вещества и лекарственные формы, они же первыми ввели испытание лекарств на животных. В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. Выдающимся представителем арабской медицины был Абу Али Ибн Сина, таджик по происхождению, известный в Европе под именем Авиценны. Родился он в селении Аршана вблизи Бухары в 980 г. В Бухаре получил образование. Известно более 40 его трудов по астрономии и естествознанию, 185 — по философии, 3 — по музыковедению, множество стихов, 40 трудов по медицине. Его произведение «Канон врачебной науки» в течение столетий было настольной книгой не только арабских, но и европейских врачей, оказало большое влияние на развитие европейской медицины. В своих книгах Ибн-Сина описал около 800 лекарственных средств и способов их применения. Два тома огромного шеститомного сочинения полностью посвящены фармации, в них дано описание более 900 видов лекарственных растений. Среди трех основных орудий врача, признаваемых Авиценной, — слова, травы и ножа — лечение растительными средствами считалось предпочтительнее. С изобретением книгопечатания до 1800 г. в Европе вышло 29 изданий «Канона врачебной науки», основного руководства для преподавания в университетах до ХVІІІ в.

В ХІ-ХІІ вв. центрами средневековой медицины в Европе были университеты в Салерно, Болонье, Париже, Падуе, Оксфорде и др.

В 1456 г. в Майнце был издан «Ежемесячный календарь кровопусканий и слабительных». Он предназначался для врачей, но стал очень популярен среди населения. Около 1480 г. появилось первое издание «Салернского кодекса здоровья» Арнольда из Виллановы. П. Шеффер выпустил первые «Гербарии» (книги по лекарственной ботанике), а также «Сад здоровья» на немецком и латинском языках. В период позднего средневековья на развитие науки о лекарственных растениях оказало влияние учение знаменитого врача Теофраста фон Гогенгейма — Парацельса (1493–1541). Парацельс родился в семье врача в г. Эйзнидельне (Швейцария), получил образование в Северной Италии. Под влиянием просветительского движения своего времени он решительно порывает со старыми традициями, средневековыми авторитетами. Парацельс рассматривал жизнь как определенный химический процесс, течение которого зависит от состава участвующих в нем веществ. Заболевание, по его мнению, наступает при отсутствии необходимых веществ, поэтому сущность лечения состоит во введении в организм недостающих химических веществ. Если природа, говорил он, произвела на свет болезнь, то она там же заготовила средство, исцеляющее от этой болезни, которое надо только разыскать. Поэтому он выступил против применения иноземных растений. Парацельс считал, что действует не все растение, а лишь заключенное в нем особое вещество. Цель врача — получение этого вещества в возможно более чистом виде. Он усовершенствовал методы извлечения из растений действующих веществ, но в чистом виде получить их Парацельсу и его ученикам не удалось. В выборе лекарственных растений Парацельс придерживался возникшего еще в древности учения о сигнатурах. Согласно этому учению, признаки внешнего вида растения (цвет, форма, запах, вкус, колючки) указывают на заболевание, при котором его следует применять. Так, если какой-либо орган растения имел форму округлую или завитка (полынь, кровохлебка), то они считались средством от головной боли; растения с узкими нитевидными листьями (спаржа и укроп) — средством, укрепляющим волосы; цветки розы, маргаритки, напоминающие по форме глаз, ‑ средством от глазных заболеваний; крапиву же употребляли как прекрасное снадобье от колотий. Учение Парацельса о действующих «началах» растений в дальнейшем послужило стимулом к изучению химического состава растений, где выдающаяся заслуга принадлежит фармацевтам.

На Руси целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Языческое мировоззрение, господствовавшее в Древней Руси, придавало лечению сверхъестественный характер. Поэтому лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями, ведунами, волхвами, т. е. людьми, по народным понятиям, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Даже простой прием растительных лекарственных средств сопровождался рядом магических процедур. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др. С введением христианства характер лечения несколько изменяется. Христианская религия вносит новые элементы — молитву и пост. Медициной начинают заниматься духовные лица.

Древнейшим памятником русской медицинской литературы является статья в «Изборнике Святослава», в которой содержатся медико-гигиенические сведения. «Изборник» был переведен в Х в. с греческого подлинника для болгарского царя Симеона, а в 1073 г. переписан на Руси для черниговского князя Святослава Ярославовича. В этой своеобразной энциклопедии кроме других сведений дается ряд медико-гигиенических советов, описываются наиболее распространенные средства из растений. В ней упоминаются «полынное зелие», употребляемое при лихорадках, белена, болиголов.

В летописях упоминаются «лечцы» из среды монахов, пользовавшиеся средствами народной медицины, — Демьян Целебник и Агапит — «врач безмездный», лечивший в Киеве в ХІІ в. Агапит излечил киевского князя Владимира, он отлично знал, «каким зельем лечится какой недуг». В ХІ в. в Киевской Руси при крупных монастырях создаются «шпитали». В летописях упоминаются Ефрем Переяславский, открывший в ХІІ в. лечебницу в Переяславле, Григорий Премудрый, Ипат Целебник и др. Все эти врачеватели лечили травами и лекарствами собственного изготовления. Слава о их лечении долго сохранялась в народной памяти. Они успешно конкурировали с врачами-иностранцами при Киевском дворе — выходцами из Византии, Грузии, Сирии, Армении. Как отражение этого процесса получил распространение культ христианского святого Пантелеймона-целителя, получившего на Руси имя Пантелея и имевшего свой исторический прототип. По преданию, святой Пантелиймон (ІІІ в.н. э.) родился в г. Никодимии (на территории нынешней Молдовы) в семье богатого римлянина. Мать, ревностная христианка, пыталась внушить сыну христианские принципы, но рано умерла. Отец, не разделявший взглядов жены, дал сыну классическое образование, а затем отдал его обучаться врачебному искусству к знаменитому придворному врачу Евфросину, где юноша вскоре достиг больших успехов. Быть бы ему придворным врачом, но в это время он попадает под влияние христиан, которые обращают его в свою веру. Дальнейшая его деятельность протекает на родине в Никодимии. Как знающий и бескорыстный врач он быстро завоевал популярность, чем возбудил зависть у своих коллег. На него донесли императору Максимилиану, который жестоко преследовал христиан. Пантелеймон был подвергнут мучениям и казнен. Ему как святому приписывают ряд чудесных исцелений. В народном представлении — это добрый и мудрый собиратель трав, помощник всех страдающих телесными либо душевными болезнями. Поэтический образ народного целителя создан в прошлом веке поэтом А. К. Толстым. Во времена правления Владимира Мономаха распространению лекарственных растений в Древней Руси способствовал приглашенный в Киев греческий врач Иоанн Смер (1053–1125). Об уровне древнерусской медицины можно судить по медицинскому сочинению «Аллима» (в русском переводе ‑ «Мази»), написанному около 1130 г. внучкой Владимира Мономаха — Евпраксией Мстиславовной, выданной замуж за Византийского императора Алексея Комнина и получившей при коронации имя Зоя. По-видимому, еще с детства она интересовалась народной медициной, изучила ее и успешно занималась лечением, за что получила в народе имя Добродеи.

Медицинские произведения ХІІ-ХV вв. до нас не дошли, хотя, по-видимому, они были. Самым ранним медицинским сочинением периода объединения Руси считается статья в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря «Галиново на Гиппократа», которая представляет собой сокращенный перевод сочинения Галена «О природе человека». К ХV в. относится «Лечебник Строгановых лекарств». В 1588 г. по приказу царя Федора Иоанновича был составлен «Травник тамошних и здешних зелий». В ХVІ- ХVІІІ вв. на Руси появилось множество вертоградов, лечебников и травников. Одна часть их русского происхождения, а другая часть — переводные произведения. В то время была очень распространена вера в порчу, колдовство, чары, поэтому в книгах дается множество средств, применявшихся как с целью лечения, так и для колдовства. Кроме переводных лечебников известно большое количество русских народных травников. В них различным травам нередко приписывается чудодейственная сила. Издавна в Москве в зелейных лавках продавалось все необходимое для лечения различных болезней. Не только всякую траву коренья, масла, мази можно было приобрести, но и драгоценные камни, сушеных жаб, кротов, лосиные рога, копыта, змеиный яд и др. Зелейные ряды были живым источником медицинских знаний для народа, так как здесь можно было получить совет по лечению любого заболевания. В ХVІв. после свержения татарского ига Россия возобновляет контакты с Западной Европой. На царскую службу приглашаются иноземные ученые, архитекторы, врачи. Открываются первые аптеки, учреждается Аптекарский приказ, создаются аптекарские огороды для высушивания лекарственных трав. Организуется заготовка дикорастущих трав не только в центре России, но и в Сибири. Сформировалась особая система сбора и заготовки лечебных трав. Учрежденный в середине ХVІІв. Аптекарский приказ подбирал травников — «помяс», инструктировал их, что и где собирать, как доставлять в Москву. Известен нижегородский помяс Омелька Мухановский, который в 1663 г. был назначен в Аптекарском приказе лекарем и травником. Перевели его на жительство в Москву, а в Нижний Новгород он ездил на сбор трав и кореньев. Аптекарский приказ не только обязывал воевод вызывать «знатцев» трав, но и содержать их на службе. Набирали русских людей и для обучения аптекарскому делу. Отдельные заготовители направлялись для закупок сырья в отдаленные области или даже за границу. Согласно указу от 13 июня 1663 г. лекарь Андрюшка Федотов выехал в Архангельск для закупок привозимых туда «хины и дерева сасафрасу и коры святого дерева». Ф. Я. Милославскому дано поручение купить 20 пудов хинной коры в Персии. Параллельно существовала «ягодная повинность». В Воронеже и Саратове собирали «солодковое коренье вешне и осенне», из Ярославского уезда привозили ягоды можжевельника, из Коломны — чемерицу, из Казани — почечуйную траву. «Кошкину траву» — валериану — копали в Рязани, везли травы и из Сибири. В ХІХ в. в связи с развитием капитализма в России заготовка лекарственного сырья переходит в частные руки, главным образом владельцев крупных аптекарских фирм. В Полтавской губернии заготовку вела фирма провизора Ф. Деля, в Смоленской, Калужской, Московской, Владимирской губерниях — фирмы московского аптекаря Феррейна и др. В Воронежской области культивировались эфирно-масличные виды — анис, тмин, мята. Отечественная фармацевтическая промышленность была неразвита, поэтому основная масса сырья вывозилась за границу. В части обеспечения лекарственными препаратами Россия была поставлена в полную зависимость от Западной Европы. С началом первой мировой войны и прекращением ввоза лекарств не только население, но и армия оказались перед угрозой «лекарственного голода». Были предприняты срочные меры для исправления создавшегося положения.

Считаем необходимым особо остановиться на роли, которую сыграли лекарственные растения во время Великой Отечественной войны. В 1941 г., а особенно к середине 1942 г., огромная территория европейской части страны, на которой традиционно велись заготовки лекарственного сырья, была оккупирована врагом. Возникла необходимость срочно организовать заготовку на Урале, в восточных районах страны, в Средней Азии и Закавказье, тем более что фронт и население тыла остро нуждались в перевязочных средствах и антисептиках, витаминных и тонизирующих препаратах.

Для всего населения сбор лекарственных растений стал делом оборонного значения. В результате номенклатура заготовленного сырья возросла с 25 наименований в 1941 г, до 105 видов в 1945 г.

В качестве активных антисептиков для лечения гнойных ран и язв были использованы фитонциды лука и чеснока. Для этих же целей были предложены препараты календулы, арчовое масло, бальзам из пихты, зверобойное масло. В госпиталях и больницах испытывался острый недостаток перевязочных материалов. Здесь решить проблему помог сфагнум — торфяной мох. Ученые доказали, что он обладает не только гигроскопическими, но и бактерицидными свойствами, поэтому способствует быстрому заживлению ран. Использовался также обезжиренный тополевый пух, заготовка которого была организована населением.

В 1941 г в госпиталях стали применять лимонник. Настойку лимонника использовали не только в качестве средства, помогающего быстро восстановить силы раненых, но и для повышения остроты зрения у летчиков, вылетающих в ночные полеты. Проблемой было также лечение желудочных заболеваний, получивших распространение из-за недоброкачественной пищи, антисанитарных условий. Для их лечения были предложены соплодия ольхи, корни кровохлебки, бадана, трава льнянки, володушки. Впервые было организовано производство синтетической камфары, витаминных препаратов из хвои сосны, околоплодников незрелых грецких орехов.

В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все большее пристальное внимание ученых. Из 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатываются из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растением нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.



Читайте также

Комментарии (0)
avatar